ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ: «если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно»?

Всероссийская олимпиада школьников: стоит ли игра свеч? Кто поднимается на пьедестал? Поговорим о юных талантах и образцовых трудоголиках!

Первые математические соревнования учащихся в СССР прошли в 1934-35 учебном году, но по-настоящему расширилось и окрепло интеллектуальное олимпийское движение в нашей стране три десятилетия спустя с появлением Всесоюзной олимпиады школьников. Престижное ныне Всероссийское состязание (ВОШ) – ее ближайший родственник. Ежегодно на этой площадке проверяют свои силы и знания миллионы учащихся. Мы предлагаем Вашему вниманию интервью с Константином Кнопом, членом жюри Всероссийской олимпиады по математике.

- Всю историю современной России тиражируется и обсуждается мнение о том, что «у нас плохая система образования, которая нуждается в реформировании». Вы являетесь членом жюри Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ) по математике. В профессиональном спорте сохраняется тенденция «всё хуже и хуже»? И вообще можно ли проецировать эти результаты на систему образования в целом: какая дистанция между уровнем знаний призера или победителя ВОШ и среднего школьника?

Константин Кноп: Да, призеров и победителей ВОШ можно сравнить с профессиональными спортсменами (я говорю о математике, не берусь оценивать положение дел по другим предметам). Ребенок, достигший успеха в финале Всероссийской олимпиады, к этому успеху шел несколько лет. В этом смысле можно судить о том, сколько детей готовы вот так пахать несколько лет подряд ради какой-то непонятной цели!

- Но ведь успешное выступление на ВОШ дает право поступить фактически в любой вуз на профильную специальность?

КК: Но это на самом деле извращенная цель. У ребенка не должно быть проблемы поступить в вуз. Ее и нет на самом деле! То, что эти дети говорят: «Теперь я легко поступлю!» – это в каком-то смысле самообман. Этот ребенок поступил бы легко при любой экзаменационной системе.

Ребенок, который столько лет усиленно занимался математикой, чтобы стать победителем или призером ВОШ, он так и так в вуз поступил бы.

- Даже в МГИМО или «Физтех», где самый высокий проходной балл по стране?

КК: Куда хотел, туда и поступил бы. В мои времена, когда никаких «олимпиадных поступлений» не было, проблема состояла, может быть, только в пятой графе. Если бы не было пятой графы, я бы спокойно поступил в МГУ.

- Возможно, Вы правы. Но ребенка без такого диплома родители могли остановить: «Поступать в Москву? Куда же ты собрался!» Теперь же есть гарантированный результат, возможность, от которой сложно отказаться. Ведь почти все призеры Всероссийской олимпиады поступают в вузы Москвы и Петербурга.

КК: Я не спорю: действительно олимпиадные льготы снимают осознаваемую сложность поступления. С другой стороны, возникла смежная проблема. Например, у ребенка хорошо идут физика, математика и что-то еще, но на олимпиаде удалось блеснуть только по одному предмету. Такой результат подталкивает его поступать на этот предмет: ведь здесь у него 100 баллов, а по другим дисциплинам нужно еще школьный ЕГЭ сдавать, баллы зарабатывать. Но на самом деле этому ребенку математика нравится больше, чем физика. Просто на олимпиаде по математике конкуренция была выше! И мы получаем ложно понятый успех и ложно выбранный путь! Конечно, хочется верить, что ребенок и здесь себя сможет найти, но это не то, что ему реально нравится.

Представляете, если бы у Эйнштейна была золотая медаль по биологии?! Мы бы потеряли Эйнштейна!

- Это мы к кому сейчас обращаемся: к детям, родителям, законодателям? Кто должен осознанное решение принимать? Кому нужно нас услышать?

КК: На самом деле я отменял бы эти олимпиадные льготы. Но этот вопрос должен решаться в обществе в широком диалоге: что из стимулов и льгот оставлять?

- Но ведь отмена этих льгот при поступлении уронит престиж Всероссийской олимпиады? Многие станут задаваться вопросом: «А зачем тогда она нужна?!»

КК: Это другой вопрос! Олимпиадные дети – это далеко не всегда самые математически одаренные дети, это дети, у которых получается математику решать быстро, а скорость не является определяющим фактором. Выделяя детей, умеющих решать быстро, мы тем самым принижаем детей, умеющих решать глубоко. И это тоже фактор, который нужно учитывать.

Вытащив олимпиады как мерило успеха, мы отодвигаем детей, которые могут мыслить глубже.

- Зачем же тогда участвовать в этих соревнованиях?

КК: Всероссийская (Всесоюзная) олимпиада зарождалась, когда никто не задумывался о поступлении в вузы для олимпиадников. Тогда прежде всего думали о поиске талантов.

Соревнования создавались для того, чтобы найти математически одаренных детей и пригласить их в кружки.

Для маленьких детей и сегодня так можно и нужно делать! Когда олимпиады сделали средством отбора куда-то, то эта роль интеллектуальных состязаний в поиске талантов стала утрачиваться.

-То есть среди младших детей, учеников средних классов – участие в соревнованиях даже важнее?

КК: Безусловно! Четвероклассник в олимпиаде проверяет свои силы. Здесь в чистом виде соревнование талантов: ведь умений еще нет. Кроме того, ребенок который до этого знал, что в классе он решает лучше всех, может посмотреть, какой он в городе: например, в классе он лучше всех, а в городе только 50-ый в списке. Появляется стимул, чтобы стать, условно говоря, пятым.

Роль таких состязаний в понимании ребенком своей силы огромна. И это правильное свойство олимпиад!

- На ум приходят знаменитые стихи Владимира Маяковского: «Если звезды зажигают, значит – это кому-нибудь нужно». На Ваш взгляд, есть ли у государства, организаторов, научной общественности четкое понимание: «Кому и зачем нужна Всероссийская олимпиада школьников?» Зачем вообще детям интеллектуальные соревнования, которых существует довольно много («Перспектива» тоже проводит такие состязания)?

КК: Дань традиции – тоже вполне достойное основание для того, чтобы ничего кардинально не менять в тех олимпиадах, которые традиционно проводятся с участием государства. А если есть общественный запрос на другие олимпиады и конкурсы, то они будут возникать независимо от государственного участия или неучастия.

Соревнования нужны самим детям и их родителям, потому что привносят в бесконечно унылую школьную жизнь элемент игры, элемент состязательности и борьбы.

А вот попытки оценивать работу учителей и школ по успехам учеников в олимпиадах мне кажутся очень неправильными, и чем скорее от них откажутся, тем лучше. Вообще, чем меньше государство будет вмешиваться во внутришкольные дела, тем лучше будет общее образование. Пусть и не сразу, но со временем – точно.

row